понедельник, 26 марта 2018 г.

Валентину Берестову - 90!

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. “Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. “Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. - Не иначе СССР!" Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.

Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: сказки Андерсена и “Гекельберри Финн” М. Твена, “Одиссея” Гомера и баллады Жуковского. 
Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.
Берестов вспоминал:
“Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, С.Я. Маршаком.
Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью”
Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю. Ещё в студенческие годы (1946) Берестов впервые поехал на археологические раскопки, древние города – Хорезм, Новгород.
“Раскопки – это своего рода общение с древними людьми, с человечеством”, - писал Берестов.
Через несколько лет Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях “Меч в золотых ножнах”(1964) и “Два огня” (1966).
С 1946 года произведения В.Берестова начинают публиковаться в периодике. А в 1957 г. выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину”.
Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”. Его стихи для малышей полны озорной выдумки.
Он стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых “стишков” было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей и малюток.
Стихотворная миниатюра для малышей – одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху. В “крошечных” стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Поэтому, наверно, и, кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.  "Тучка"
Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять 
И почитать!
Менее известен Берестов как сказочник. Одна из сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.
Берестов – талантливый переводчик, познакомивший читателей с такими поэтами, как М. Карем “Песенка волынки: Стихи”, Ф. Грубин, С. Вангели “Гугуце – капитан корабля”, Г. Виеру “Весёлая азбука” и проч..
Валентин Дмитриевич непревзойденный профессиональный литератор. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора.
“Берестов, - писал поэт Коржавин, - это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, весёлый лирический поэт”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий